Богиня никогда не бывает взрослой, она всегда остаётся девочкой. Есть несколько версий возникновения этой традиции. По одной из них король изнасиловал маленькую девочку и та умерла. Во искупление греха король учредил традицию избрания маленькой девочки богиней и поклонения ей. Лично мне больше нравится другая версия, которая гласит, что давным-давно, когда еще боги жили среди людей, одна богиня приходила к королю побеседовать и поиграть с ним в кости. Король влюбился в богиню и однажды, не выдержав, начал к ней приставать с обниманиями-поцелуями. Оскорбленная богиня покинула короля. Однако, оказавшись натурой отходчивой, в конце концов простила его, но с тех пор разговаривала с ним только в образе маленькой непорочной девочки, так чтобы у короля не возникало больше всяких порочных мыслей. Вот с тех пор и "кочует" богиня от тела одной девочки к телу другой, когда та становится взрослой.
Кумари Санкху
Стать богиней не так-то и просто (а кто бы сомневался). Претенденток тщательно отбирают. Родители девочек исключительно из неварского клана ювелиров приводят своих дочек в возрасте от четырех до пяти лет на "кастинг" к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: размер носа, глаз, гороскоп, голос, зубы, характер, телосложение. Любой дефект кожи - будь то маленькое пятнышко или бородавка - и претендентка безоговорочно бракуется. Но это всего лишь предварительный отбор. Далее претендентки на звание богини должны пройти весьма непростое испытание, испытание страхом. На ночь девочку оставляют одну в комнате, уставленной чучелами животных и фигурами мифических чудовищ, которые при дрожащем пламени свечей кажутся ожившими. Затем в комнату врываются мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам недавно отрубленные буйволиные головы, кричат-рычат-воют, вобщем, пытаются напугать. Немудрено пятилетнему ребёнку впасть в истерику. Но всегда находится одна девочка, на которую весь этот спектакль не производит никакого впечатления, она остаётся спокойной как сфинкс и взирает на представление с безразличием богини. Богиня она и есть. Однако прочитала тут в непальском журнале интервью с бывшей Кумари. Так вот она говорит, что на самом деле никаких отрубленных голов не швыряют, это так, байки для красочности. Тем не менее, даже и без голов, ритуал достаточно устрашающ для ребёнка.
Королевская Кумари, фото из журнала Вайрочхана
Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе с опекунами. Этот дворец, он же храм, называется Кумари Гхар. Одна из туристических достопримечательностей. Дворец старый, ещё 18-го века, украшен всевозможной красивой резьбой по дереву.
Всё время Кумари сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено (хотя открытки с её изображением вам будут впаривать на входе во дворец многочисленные торговцы). Это разрешается лишь раз в году - в сентябре во время праздника Индра Джатра, когда Кумари выносят из её дворца (самой ходить ей по грешной земле не разрешается) и затем на разукрашенной колеснице возят по улицам (вот тогда-то я её и видела).
Кумари Патана, фото из журнала Вайрочхана
Надо сказать, что для второстепенных Кумари правила не такие жёсткие - они живут в своих семьях, ходят в школу, общаются с другими детьми, и выполняют свои божественные обязанности только по праздникам, облачаясь тогда в униформу богини.
Кумари соответственно Бхактапура и Бунгамати, фото из журнала Вайрочхана
Такая жизнь продолжается недолго - до начала взросления (если точнее, до первых "критических дней"). Если она потеряла много крови вследствие ранения или операции, то и тогда она теряет свою божественность. И снова начинается новый цикл поисков богини в маленьких девочках. А старая удаляется из своего дворца. Государством ей назначается пенсия, но настолько мизерная, что прожить на неё практически невозможно. Девочка может пойти в школу, но так как будучи богиней она ничего не изучала, то нагнать своих ровесников ей не легко. Вступать в брак с бывшей живой богиней молодые люди не спешат, т.к. считается, что женившийся на Кумари вскоре умрёт. Поэтому чаще всего бывшие богини остаются одинокими. Некоторым всё же удаётся закончить школу, получить какую-нибудь профессию и вполне достойно жить, обеспечивая саму себя (здесь ведь принято, чтобы муж обеспечивал, а если мужа нет, то нелегко приходится).
Читайте также в блоге Жизнь непальской деревни
Уникальный праздник непальских буддистов
После прочитанного возникает один вопрос: родители по собственной воле приводят девочек? Может быть у родителей "Кумари" появляется какая-то выгода... иначе не понятно, как можно так испортить будущее своей дочери.
ОтветитьУдалитьДа. я тоже об этом задумалась. Иначе какой прок от этого? получается, что после бытия богиней одни только минусы -не привилегий, не почитания..Может, это тешит амбиции родителей? но девочек жалко. Они ведь еще совсем дети*(
ОтветитьУдалитьДумаю, не все там так плохо для экс богинь складывается. Все таки это другой мир. И психология людей там отличается от нашей.
ОтветитьУдалитьВот именно, дело в психологии. Для них избрание дочери богиней - большая честь, это уважение окружающих на всю жизнь.
ОтветитьУдалитьА вообще в последнее время начались разговоры о правах детей, что вроде надо как-то что-то поменять в этой традиции, сохранить, но приспособить больше к современным условиям.
Оля, описала все так подробно, что местами мне становилось страшно. Бедные девочки! Просто жертвы родительских амбиций...
ОтветитьУдалитьЭто точно, Марианна! В таком юном возрасте, когда они ещё и не понимают ничего толком, приведут в этот дворец, где надо следовать всяким там правилам. Только привыкнут - бац, а уже пора уходить, и снова привыкай к другой жизни.
ОтветитьУдалитьТрудно быть Богом! И данный пост лишнее тому подтверждение. Остается только поражаться насколько порой бывают причудливы верования и обычаи различных народов. А девочек и вправду жалко, ведь неокрепшая психика ребенка серьезно травмируется.
ОтветитьУдалитьВ тексте есть ключевое слово о девочках - "исключительно из неварского клана ювелиров". Переживать о них , это то же самое , что в наших условиях переживать о судьбе детей местных олигархчиков. Да и интервью, там кто то давал, - "не так страшен черт, как его малюют" .
ОтветитьУдалитьБорис - может, я не так выразилась. Не те ювелиры, которые имеют золото-камни, а скорее те, кто с ними работают, делают из них украшения. Здесь много таких - замечательные мастера, делают красивые ювелирные изделия, но из материала, который им заказчики приносят. Скорее их следует назвать не ювелирами, а ювелирных дел мастерами, как-то так. А сами они народ не богатый, уж точно не олигархи :)
ОтветитьУдалить