Разнообразие индийского текстиля

Гуджаратский текстиль

Индия на протяжении веков славится своим текстилем. Уникальные дизайны, великолепные краски и богатые орнаменты изделий обеспечили ей одно из ведущих мест на мировом рынке. Муслин, калико, чинц и икат, шёлковая парча и узелковый батик - специальности Индии и славятся своим качеством.
Шелк, наверно, самый известный материал в ассортименте индийского текстиля. Он всегда имел большое значение в традиционном укладе жизни Индии. Его считали "чистой" тканью, наиболее подходящей для религиозных обрядов и других церемоний. Шелковые одежды надевали на церемониальные шествия, по случаю свадьбы или рождения ребенка; тонкие шелковые ткани были предметом подношения богам в храмах.

"чхандери"

Индия производит 4 вида натурального шёлка, получаемых от разных видов шелкопрядов: малбери, туссар, муга и эри. В противовес шелку сорта малбери или тутовому шелку, остальные сорта обычно называют обобщенно - нетутовые сорта шелка. Из шелка эри делают красивые грубые шали естественного серого или бежевого цвета. Шелк тассар - это приятная ткань натурального цвета, которая не поддается окрашиванию в яркие цвета, поэтому окрашенный набивной шелк тассар бывает только мягких, приглушенных тонов. Муга имеет богатую естественную золотистую окраску, это самый лучший индийский шелк дикого шелкопряда. Муга, тассар и эри составляют лишь небольшой процент производимого в Индии шелка. Большая часть продукции всё же приходится на долю шелка тутового шелкопряда.

парча Бенареса

Одним из крупнейших центров по производсту тончайшего шёлка и парчи является Варанаси (Бенарес). Кинкхаб ("золотая ткань") Бенареса пользуется легендарной славой. Настоящий кинкхаб имеет блестящую поверхность, образуемую переплетением золотых и серебрянных нитей, с разбросанными по ней ткаными узорами. Чистая шелковая парча, украшенная золотыми штрихами, называется "бафта", а тонкая парча, сотканная из разноцветного шелка, называется "амру". Свадебные сари из Бенареса очень ценятся. Они обычно украшены цветочными и лиственными орнаментами, завитками и полосками, рисунками птиц и зверей.

паитхани сари

Ткацкие изделия Ориссы икаты ткутся из шелка тассар и малбери. Расцветка тканей очень разнообразна - от традиционных сочетаний красного и черного, темно-пурпурового и зеленого до более мягких оттенков, которые популярны на Западе. Из икатов Ориссы делают великолепные сари с затейливой отделкой в виде каймы, украшенной вытканными рисунками рыб, витых раковин и богато орнаментированных паллау (свисающий конец сари).

создание патолы

Один из самых дорогих текстилей в мире - это двойной икат, называемый также патола. Патола упоминается в "Рамаяне", когда отец Ситы преподносит ей сари патола как свадебный подарок. Патола очень нарядна, её носят по праздникам и на свадьбах. На создание патолы уходит от шести месяцев до года, поэтому она дорога (несколько тысяч долларов) и не каждый может себе её позволить. Поэтому часто патола передаётся из поколения в поколение, от матери к дочери. Дизайн патолы включает не только геометрический орнамент, но и различные фигурки - слонов, павлинов, попугаев, рыб, призванных приносить удачу и процветание.

Гуджаратский текстиль

Самый используемый материал в индийском текстиле - это, конечно же, хлопок. В руках искусного мастера даже этот простой материал превращается в произведение искусства. О тканях из индийского хлопка писали еще греческие историки середины первого тысячелетия, именующие его шерстью, которую жители страны собирают с растений, а не с овец.

"фулкари"
 
Вывозились хлопковые ткани из Индии и в Римскую империю, и особо популярен был бафт хава, "сотканный ветер" - тончайшая, газовая хлопчатобумажная ткань, которую вырабатывали в Бенгалии, и ее прозрачность была такова, что кожа просвечивала даже через семь слоев, обвивавших тело. Вообще, индусы любят давать тканям поэтические названия. Помимо "сотканного ветра", были ещё известны "бегущая вода" (абраван) или "вечерняя роса" (шабнам). А вот названия дизайнов сари, не менее поэтические - "луна и звёзды" (чанд тара), "тысяча изумрудов" (панна хазар), "свет и тень" (дхуп чаон).

парси гхара сари

Не менее, чем шелка Бенареса, известны во всём мире и кашмирские шали. Их ткут из тонкой нити, сырьем для которой служит пух горных коз и затем вышивают вручную шёлковыми нитями. На создание одной шали уходит несколько месяцев. В городе Ахмедабаде имеется Музей Текстиля. Он был основан в 1949 году и в нём представлена коллекция редких, уникальных тканей и изделий из различных уголков Индии. Здесь можно увидеть и икат из Ориссы, и патолу из Гуджарата, и парчу из Бенареса, и паитхан сари из Махараштры и шёлк Канчипурама. В музее хранятся великолепные экземпляры одхани - вышитые вручную покрывала для невест Панджаба; румалы - платки из Химачал Прадеша, вышитые таким образом, что невозможно отличить изнанку от лицевой стороны; каламкари - раскрашенные вручную панели и балдахины для украшения храмов из Южной Индии. Вобщем, есть на что посмотреть.

"бхандани"

патола сари

В настоящее время Индия экспортирует широкий ассортимент тканей в Западную Европу и США, особенно дорогие отделочные ткани. Тканые изделия в стиле "икат" идут на портьеры, обивку для мебели, диванные подушки, из них шьют модную одежду. Женские салоны и дома моделей, дизайнеры и декораторы могут выбрать по своему вкусу нужные им ткани ручного изготовления различных рисунков, расцветок и выработки.

Читайте также в блоге Средневековые истории современной Индии
Традиционные индийские игрушки

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails