10.04.2012

Африканская роспись по телу

Кикуйю, фото Рита Виллаерт

Африканцы любили раскрашивать свои тела с древнейших времен. Об этом можно судить по наскальным рисункам в пещерах Тассилин-Аджера, Сахара, (которым 8-9 тысяч лет), где тела изображённых людей покрыты орнаментом. Любовь эта сохранилась до наших дней.
Рисунки на теле могут указывать на социальный статус, происхождение и даже веру. Тело воина, выкрашенное определенной краской, предположительно становится менее уязвимым для врага. Краска на теле может отпугнуть злого духа. Церемониальный орнамент во время ритуала переносит из реальной жизни в мир духов, защищает от негативного влияния и создаёт связь с предками.
В одних племенах принято украшать тело рисунками только по особым случаям - свадьба, траур, церемония инициации; в других - орнамент присутствует постоянно, его подновляют каждые два-три дня или стирают и наносят новый.


Кикуйю, фото Рита Виллаерт

Цвет имеет важный символический смысл, причём для разных племён значение может быть разным. Например, красный - цвет крови, для многих групп Центральной Африки он символизирует жизнь, радость, здоровье. Знахари разрисовывают тела больных красной краской, чтобы стимулировать жизненные силы. А вот для племени Ашанти из Ганы или Бакуба из Заира красный - цвет траура.
Белый цвет для многих африканских племён символизирует связь с духами предков, хотя и здесь, для одних - это цвет злобных духов, для других - добрых и дружественных. Белый цвет часто используется в церемониях инициации, где он символизирует чистоту. У многих народов во время этого обряда отца близнецов также покрывают белой краской, тем самым выделяя его из других и подчеркивая его более близкую связь с потусторонними силами, результатом действия которых и объясняется рождение двойняшек.

Мальчик племени Сурма, фото Диетмар Темпс

Использование цветов в раскраске регламентируется возрастом. Красный и белый - первые цвета, которые разрешено использовать ребятишкам в возрасте восьми лет. Когда мальчик становится юношей, добавляется жёлтый, а чёрный разрешено использовать только после церемонии инициации. Если будет замечено, что кто-то раскрасился не соответствующим возрасту цветом, он будет наказан.

Раз в год в племени Водабе, Нигер, проходит праздник гееревол, на котором устраивается "парад женихов". Молодые парни, пользуясь случаем, не жалеют сил, пытаясь произвести впечатление на девушек. Они проводят перед зеркалом не один час, нанося краску на лицо, чтобы выглядеть максимально привлекательно: кожа осветляется, вдоль носа рисуется полоска, чтобы зрительно его сузить, область вокруг глаз и губ затемняется, чтобы выделить белизну глаз и зубов. Фото Фердинанд Реуз


Молодые мужчины из племени Сурма, юго-западная Эфиопия, несколько раз в год собираются для дуэлей на палках, донга. По такому случаю на тела и лица наносится особый орнамент, у представителей разных деревень он разный. Рисунок также призван подчеркнуть физические достоинства того или иного участника и, естественно, произвести впечатление на девушек. Фото Анжела Фишер и Диетмар Темпс



Ещё одно племя, проживающее на юго-западе Эфиопии - Каро. Особый рисунок на тело наносится при переходе из одной возрастной группы в другую: мальчик, воин, старик. Для исполнения ритуальных танцев также наносится рисунок, часто символизирующий различных животных: пятна на груди и спине - леопард, узкие полоски над глазами - антилопа, штрихи на ногах - шакал. Фото Диетмар Темпс

В племени Нуба, Судан, принято наносить рисунки друг другу. Этим занимаются все мужчины от 17 до 30 лет. Орнамент никогда не повторяется. Происходит своеобразное соревнование, где рисунки выносятся на суд всего племени, которое высмеивает неудачные цветовые сочетания или узоры. Фото Рита Виллаерт

Юноши из племени Ксхоса, Южная Африка, проводят несколько месяцев вдали от дома как часть ритуала инициации. Они проходят обряд обрезания, каждый день покрывают всё тело белой краской, разговаривают на особом ритуальном языке и едят только определённую еду. Белый цвет в данном случае символизирует очищение и их особый переходный статус. Фото Джеймс Начтвей

В племени Лома, Гвинея, тела раскрашивают только женская часть. По случаю обряда инициации девочки приглашается художник. Каждая семья хочет выделиться, чтобы у их ребёнка был самый красивый орнамент. Рисунок наносится только чёрной краской, иногда только с добавление пары штрихов белой. Фото Карл-Хейнц Криг

4 комментария:

  1. Оля, как обычно, очень обстоятельный рассказ о необыкновенных обычаях :) и замечательные фотографии. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Ух ты, в канун праздников так и хочется сказать, ну прям как яйца пасхальные)

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails