12.12.2011

Костюм и мода Великого Княжества Литовского XV - нач.XVIIв

Януш Радзивилл. Портрет работы Б.Стробеля, 1634

Если взглянуть на сохранившиеся портреты знатных феодалов Великого Княжества Литовского (ВКЛ), то можно заметить, что их костюмы очень схожи с костюмами западно-европейского дворянства того времени. Из чего можно сделать вывод, что мода в ВКЛ формировалась под влиянием моды Запада. Однако и влияние византийско-русской моды тоже имело место. Взять к примеру шубы, которые занимали важное место в костюме богатых феодалов ВКЛ. Были в моде два типа шуб. Одни длинные, до пят, с широкими откидными воротниками, застёгивающиеся под горло, с длинными рукавами с разрезами, в которые могли просовываться руки. Такого дизайна шубы назывались "русскими" и мода на них пришла из Руси. Одновременно были популярны и шубы другого фасона: с шалевыми воротниками и глубоким треугольным вырезом глубиной до пояса, которые не застёгивались и носились нараспашку. Мода на такие шубы пришла с Запада.

Мужчины в плащах. Миниатюра из "Радзивилловской летописи", конец XVв

Шубы в то время шились из разнообразного меха: беличьего, лисьего, соболиного, куньего и могли быть "голыми" или "крытыми", причём на покрытие шли исключительно дорогие ткани как бархат или атлас.
Существовал и летний вариант шубы, называвшийся летник. Мужской летник фасоном походил на шубу, но, понятное дело, не подбивался мехом. Женский летник представлял собой просторную, сильно расширяющуюся книзу одежду, застёгивающуюся на пуговицы до горла, с длинными и широкими рукавами, срезанными углом, что вынуждало женщин держать руки всё время согнутыми в локтях.
Широко распространённым вариантом верхней одежды являлись плащи. Часто они фигурируют на миниатюрах "Радзивилловской летописи" накинутыми поверх плеч и застёгнутыми посередине или с правой стороны. Длина плащей редко опускалась ниже середины лодыжки. Плащи подбивались мехом, разноцветной тканью, обшивались каймой и драгоценностями. На плащах могли быть нашиты гербы, эмблемы, куски другой ткани.

Герольд в шапероне, облегающих ноговицах и коротком упелянде. Миниатюра из "Радзивилловской летописи", конец XVв

Русское происхождение имели и тегиляи - набитые очёсом льна, конопли или ватой прошитые кафтаны длиной ниже колена, с высоким стоячим воротником и короткими рукавами. Вовнутрь тегиляя могли вшиваться железные пластины. Вообще, мужская мода ВКЛ этого периода - разнообразие кафтанов, похожих в целом между собой и отличающихся деталями. Например, были в ходу яка - узкий кафтан с покатой грудной частью и длиной до середины бедра; йокула - узкий удлинённый кафтан, расклешённый ниже пояса (такой кафтан можно увидеть на портретах Витовта и Андрея Ольгердовича); кабат - длинней, чем яка или йокула, иногда до колен, с более широкими рукавами и высоким воротником-стойкой. Левая и правая половины кафтанов могли быть из ткани разных цветов. Такой стиль назывался мипарти.

Мужчина в саёне. Гравюра XVIв

Респектабельной одеждой являлся упелянд. Его отличительной особенностью являлся его крой - "солнце". Надевался он через голову, образуя множество складок на груди, спине и рукавах. Форма рукавов упелянда варьировалась, но как правило, они шились массивными и широкими, напоминающими колокол или крылья. В нижней части ширина рукава упелянда могда быть до 3-х метров. В рукавах делались прорези, через которые были видны узкие рукава нижней рубашки. Рукава часто оформлялись понизу в виде фестонов или обшивались мехом. Упелянд подбивался шкурками мелких животных, подшивался дорогой цветной подкладкой, покрывался бархатом, парчой и сукном. Мог носиться с поясом или без него. Молодёжь носила упелянды длиной до середины бедра, люди более старшего возраста предпочитали длинные упелянды, для которых была характерна большая ширина низа, доходившая до семи метров.
Влияние западно-европейской моды заметно в фасоне ноговиц, скроенных по форме ноги, часто с носочной и пяточной частями. Левая и правая штанины могли не сшиваться, а привязываться к поясу.

Анна Ягеллонка. Портрет работы Ганса Малера, 1519

Разнообразием отличались и головные уборы: колпаки, подбитые мехом; шапки разных фасонов - с различной высотой тульи и шириной полей, с подогнутыми или опущенными полями, или совсем без них; из кожи, войлока, плотной ткани или даже соломы, причём соломенными шляпами не брезговал сам Ягайло и его придворные.
Популярен был также и шаперон - капюшон с очень длинным концом, скроенный вместе с пелериной, который мог по-разному драпироваться. В конце "хвоста" могли прятаться деньги или другие мелочи, после чего он завязывался узлом. Иногда капюшон драпировали вокруг специального валика, что увеличивало объём убора и делало его похожим на чалму. Подобный вариант можно встретить на миниатюрах "Радзивилловской летописи" как атрибут особ высого ранга.

Жёны Сигизмунда IIАвгуста, Елизавета Австрийская и Барбара Радзивилл. 1543 -1551

Неотъемлемым элементом и символом власти костюма Великих Князей являлась мантия. Она обязательно была длинной и широкой, подбитой мехом горностая, украшена опушкой. Большой горностаевый воротник тоже являлся эмблемой власти.
В женской моде преобладали очень длинные платья, волочащиеся по земле. Это вынуждало женщин при ходьбе приподнимать передний край и оголять ноги. Чтобы их прикрыть, одевалось нижнее более короткое платье. Верхнее платье имело глубокий вырез, зауженный лиф и высокую талию. Оно могло быть без рукавов, с украшенными мехом проймами, или с широкими рукавами с прорезями, через которые были видны узкие рукава нижнего платья. Цвета верхнего и нижнего платьев были контрастными.
Из головных уборов у женщин ВКЛ были популярны так называемые рушниковые. Косынку, платок или просто отрез ткани (он мог быть разного размера) укладывали или обёртывали вокруг головы в разных живописных стилях. Для большего объёма и высоты под ткань часто подкладывали шапочку, чепец, укладывали косы.

Барбара Радзивилл. Портрет работы Лукаса Кранаха мл, 1553

Для пошива костюмов использовался атлас, тафта, парча, бархат, привозимые из Западной Европы. Также завозились золотые и шёлковые нити для шитья. Широко использовалась и ткань местного производства, в основном льняная и хлопковая.
И мужчины, и женщины носили пояса. Делались они из различных материалов. Это мог быть шёлковый или кожаный пояс, на который нашивались золотые украшения. А мог быть и полностью золотой или серебряный. В таком случае он составлялся из отдельных пластин. Дополнительно пояс ещё мог быть украшен драгоценными камнями и жемчугом. Украшение пряжки и звеньев могло быть посвящено какой-нибудь теме, например, коронации короля, посвящению в рыцари, рыцарскому походу. Как украшение также использовались выгравированные портреты предков или представителей королевской династии.

Пояс Витовта, нач.XVв

Накладка на рыцарский пояс, нач.XVв, Могилёвская обл.

Обувь изготовлялась из тонковыделанной кожи или ткани, была полузакрытой, с мягкой подошвой и, как правило, остроконечной. В большинстве случаев она доходила до лодыжки и зашнуровывалась; иногда была низ­ко вырезана спереди, а у лодыжки застегивалась ремеш­ком и пряжкой. Длинный нос набивался конским волосом или мхом. Часто обувь была чрезмерно украшена - по­крыта сетчатым узором, ромбовидными и цветочными рисунками, украшена вышивкой или отверстиями, драгоценными камнями и жемчугом. Мода на чулки с подошвами (они также делались с удлиненными носами) вместо туфель также сохра­нялась до конца XV века.
Для верховой езды и путешествий использовали высокие сапоги до бедра, а к 1450 году они получили широкое распространение у модников, надевавших их для пеше­ходных прогулок. Такие сапоги, носимые знатью, обтяги­вали ноги, шнуруясь или застегиваясь по бокам. Иногда отвороты подхватывались и скреплялись застежками под икрами.
С XVI века в развитии костюма наблюдается новый этап, обусловленный влиянием попеременно французской, итальянской, испанской, венгерской и немецкой моды.

Сигизмунд II Август. Портрет работы Лукаса Кранаха мл., 1553

В дополнение к шубам появляются кожухи, отличающиеся от первых принципом пошива - мехом вовнутрь. Входят в моду дилея (или делия) - вариант длинной верхней одежды, иногда подбитой мехом. Рукава дилеи пришивались только к задней части проймы. Воротник был огромным и откидным. Дилеи могли застёгиваться на пуговицы или носиться как плащ.
Венгерским влиянием объясняется появление в ВКЛ новых разновидностей кафтана - даламана, жупицы и газуки. Даламан - расшитый шнурами кафтан длиной до колена с воротником-стойкой и узкими рукавами. Жупица - узкий облегающий кафтан до колена, часто из замши или оленьей кожи. Газука - длинный кафтан, застёгивающийся спереди на множественные пуговицы и петлицы.

Сигизмунд III Ваза, 1585

Ещё один вариант кафтана - жупан. Он представлял собой однобортный кафтан, широкий в плечах, узкий в талии и расширяющийся книзу, застёгивающийся на множественные пуговицы, с узкими рукавами и воротником-стойкой. Поверх жупана мог носиться кунтуш - длинная приталенная верхняя одежда с откидным воротником и вырезом на груди, в который был виден жупан. Рукава кунтуша узкие, с разрезами до локтя. Кунтуш не застёгивался, а запахивался и подвязывался широким мягким поясом. Особой популярностьм пользовались шёлковые турецкие пояса.
Под влиянием итальянской моды в ВКЛ появился саён (сайон) - зауженный в талии кафтан с собранным в складки подолом, с большим квадратным декольте, через которое было видно нижнее бельё. Рукава саёнов делались пышными, перехваченными в нескольких местах лентами. Саёны богато украшались вышивкой по краям и горизонтально нашитыми лентами.

Сигизмунд III Ваза. Портрет работы Мартина Кобера, конец XVIв

Во второй половине XVI века под влиянием испанской моды появляются жёсткие кафтаны на каркасе - китлики. Они напоминали кирасы доспехов. Эффект достигался использованием набивных прокладок и вставок. Талия в китликах занижена, с эффектом обвислого пуза. Появились и новые штаны мариналы - ноговицы средней ширины до колен, напоминающие кумпяки, носившиеся с чулками.
С начала XVII века тон в моде задаёт Франция. Кафтаны снова становятся более мягкими и свободными, с широкими рукавами, украшенными продольными разрезами и обшитыми галуном. При отделке костюма широко используются ленты и банты.
В женском костюме XVI века преобладает узкий закрытый лиф и длинная конусообразная юбка на каркасе из ивовых прутьев. Позже и до сер. XVII века распространяется мода на платья с завышенной талией, декольте и откидным или воротником-стойкой. Юбки становятся ещё более пышными, бочкообразными. В отделке широко используются кружева, ленты и банты.

Третья жена Сигизмунда II Августа Екатерина Австрийская, 1557

Появляются новые головные уборы: береты и магерки - плоские шапки с отворотами и разрезами по бокам или спереди. У женщин наряду с беретами в моду входят чепцы и сетки, фиксирующие причёску, а также рантух - платок, вышитый шёлком или золотом, носимый поверх чепца и драпирующийся различными способами.
Дополнением костюма служили и украшения. Самыми распространёнными в ВКЛ были перстни и кольца. Носили их и мужчины, и женщины, на каждой руке, часто и на каждом пальце. Перстни выполняли роль печатки. На них могли быть изображены герб, девиз, чей-то портрет или какой-то личный знак. Кольца украшались драгоценными и полудрагоценными камнями различной формы огранки, вырезались даже "рубиновые розы" и "рубиновые лилии".

Екатерина и Мария Радзивилл. Портрет работы Дж.Шреттера, 1640

Очень популярен в ВКЛ был жемчуг. Им не только украшали обувь, чулки, кошельки, перчатки и кольца, но и использовали для создания целых узоров на ткани и обшивки краёв костюма. Среди богатых женщин было модным иметь жемчужный воротник.

Кольцо ВКЛ, 15в


Кулон Екатерины Ягеллонки, сер.XVв

Костюм простых горожан и небогатых феодалов копировал костюм знати, хотя и не полностью повторял - он был более упрощён и удобен, и конечно же, из недорогих материалов.

Несколько фотографий реконструированных костюмов ВКЛ с выставки средневековой одежды в Минске

Костюм зажиточного горожанина 1440-50г,

Мужской костюм 1630-40г


Мужской костюм сер.17в


Придворный женский костюм 1540-50


Костюм горожанки 1535-45г


Костюм знатной дамы 1525-35г

Много фото реконструированных костюмов ВКЛ на сайте http://www.chantberry.com/ (на польском и английском)

Использованный материал
Анна Барвенава. "Гатычны касцюм Вяликага Княства Литоускага канца ХІІІ - пачатку ХVI ст."
Ю.Бохан, А.Скеп'ян. "Побыт феадалау Вялiкага Княства Лiтоускага у XV - сярэдзiне XVII стагоддзя"
И.В.Блохина. "Всемирная история костюма, моды и стиля".
Francois Boucher. "20 000 years of fashion"

9 комментариев:

  1. Очень интересно, спасибо! Я сама из Литвы, интересуюсь ее историей, а вот об одежде ВЛК как-то не задумывалась :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ВКЛ - это не Литва (Лиетува), а Беларусь, прежде всего. Остальные земли - прицепом))

      Удалить
  2. Вообще, в интернете очень мало информации на эту тему. У меня были фотки с выставки, захотелось подробнее узнать о костюмах ВКЛ, так вот нелегко было раскопать нужную информацию :)

    ОтветитьУдалить
  3. Хорошая получилась подборка экскурса в прошлое, сразу видно что мода, была актуальна в любые времена.

    ОтветитьУдалить
  4. Раскрываю одну из своих "мечт": появиться на каком-нибудь историческом народном праздновании в старинном костюме той эпохи.
    Спасибо за интересный пост.

    ОтветитьУдалить
  5. Brem - как только шить научились, так мода и появилась, наверное :)

    Минна - мне бы тоже хотелось. У меня брат с женой ездили на какой-то исторический фестиваль. Брат сам кольчугу делал, а жена шила средневековое платье из бархата. Красиво...

    ОтветитьУдалить
  6. Виктория СМИРНОВА27 февраля 2012 г., 18:45

    Урур) ни чо так) ЯМне надо реферат делать на этут теМу) искала и наканецто нашла! Спасибо0.

    ОтветитьУдалить
  7. Большое спасибо, хочу средневековую свадьбу в стиле ВКЛ, ищу информацию, помогли=)

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails