Один из белорусских праздников, сохранившихся с языческих времён - это Купалье. Когда-то он был посвящён божеству Купалы - бога всех земных плодов и цветов. Он причислялся к знатнейшим богам и считался третьим после Перуна и вторым после Велеса. Этот бог в представлении славян был одет в лёгкую одежду и держал в руках цветы и полевые плоды, на голове имел венок из цветов купальниц.
Изначально Купала - это праздник летнего солнцестояния, соответственно, Купальская ночь была самой короткой в году. Однако, с принятием христианства Купалье совместили с днём рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня по старому стилю. С переходом же на новый стиль эта дата сдвинулась ещё дальше - на 7 июля. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Тем не менее, многие на Беларуси собираются и отмечают Купалье именно в самую короткую ночь. Другие же предпочитают официальный календарный день. И те, и другие однако стараются следовать старинным обрядам и традициям празднования.
На перекрёстках дорог, холмах, берегу реки или озера зажигаются костры, вокруг них водятся хороводы, устраиваются игры и прыжки через огонь. Прыгая через огонь, люди, по поверью, очищаются от грехов и укрепляют здоровье. Влюблённые пары могут испытать свои чувства, прыгнув через костёр вдвоём, крепко держась за руки. Если при приземлении ладошки не разошлись - быть свадьбе. Но ни в коем случае нельзя вскочить в огонь, иначе беды на протяжении года не избежать.
В некоторых областях принято на Купалье сжигать изготовленное заранее чучело ведьмы, а также просмоленное колесо, символ Солнца. Прославление Солнца в эту ночь связано с тем, что оно после праздника «поворачивает на зиму» и постепенно начинает «угасать», отчего день становится короче, а ночь длиннее.
На Купала происходят и многочисленные обряды, связанные с водой. С утра, в Иванов день, по обычаю необходимо искупаться. Целебной считается купальская роса. Её собирают, волоча чистую скатерть по траве. Затем скатерть отжимают и умываются. Девушки также плетут венки из полевых трав и цветов, ставят на них зажжённые свечи и пускают на воду, наблюдая каждая за своим: куда поплывёт, пристанет ли к берегу или же затонет. Это своего рода гадание: если венок тонет сразу, значит, парень разлюбил; у кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого свечка дольше погорит, той суждена долгая жизнь.
С Купальем связана и легенда о цветении Папарать-кветки. По поверью, в купальскую ночь на папоротник снисходит огонь Перуна и благодаря этому на нём в полночь распускается необыкновенный цветок золотого цвета с огненно-красным отливом. Цветёт он всего несколько мгновений, и поэтому тому, кто его нашёл, важно успеть сорвать его. Тогда цветок дарует невероятные возможности: силу, понимание языка зверей, птиц и растений, возможность предсказывать будущее, а также способность знать, где какие богатства лежат и как к ним подступиться и снять заклятия.
Традиционным угощением на Купала являются вареники из гречневой муки, блины, пироги с луком, яичница, кулуга (кисло-сладкая каша из гречневой или ржаной муки с солодом), пиво, квас, крупник (смесь настоя трав, водки и мёда).
Изначально Купала - это праздник летнего солнцестояния, соответственно, Купальская ночь была самой короткой в году. Однако, с принятием христианства Купалье совместили с днём рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня по старому стилю. С переходом же на новый стиль эта дата сдвинулась ещё дальше - на 7 июля. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Тем не менее, многие на Беларуси собираются и отмечают Купалье именно в самую короткую ночь. Другие же предпочитают официальный календарный день. И те, и другие однако стараются следовать старинным обрядам и традициям празднования.
На перекрёстках дорог, холмах, берегу реки или озера зажигаются костры, вокруг них водятся хороводы, устраиваются игры и прыжки через огонь. Прыгая через огонь, люди, по поверью, очищаются от грехов и укрепляют здоровье. Влюблённые пары могут испытать свои чувства, прыгнув через костёр вдвоём, крепко держась за руки. Если при приземлении ладошки не разошлись - быть свадьбе. Но ни в коем случае нельзя вскочить в огонь, иначе беды на протяжении года не избежать.
В некоторых областях принято на Купалье сжигать изготовленное заранее чучело ведьмы, а также просмоленное колесо, символ Солнца. Прославление Солнца в эту ночь связано с тем, что оно после праздника «поворачивает на зиму» и постепенно начинает «угасать», отчего день становится короче, а ночь длиннее.
На Купала происходят и многочисленные обряды, связанные с водой. С утра, в Иванов день, по обычаю необходимо искупаться. Целебной считается купальская роса. Её собирают, волоча чистую скатерть по траве. Затем скатерть отжимают и умываются. Девушки также плетут венки из полевых трав и цветов, ставят на них зажжённые свечи и пускают на воду, наблюдая каждая за своим: куда поплывёт, пристанет ли к берегу или же затонет. Это своего рода гадание: если венок тонет сразу, значит, парень разлюбил; у кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого свечка дольше погорит, той суждена долгая жизнь.
С Купальем связана и легенда о цветении Папарать-кветки. По поверью, в купальскую ночь на папоротник снисходит огонь Перуна и благодаря этому на нём в полночь распускается необыкновенный цветок золотого цвета с огненно-красным отливом. Цветёт он всего несколько мгновений, и поэтому тому, кто его нашёл, важно успеть сорвать его. Тогда цветок дарует невероятные возможности: силу, понимание языка зверей, птиц и растений, возможность предсказывать будущее, а также способность знать, где какие богатства лежат и как к ним подступиться и снять заклятия.
Традиционным угощением на Купала являются вареники из гречневой муки, блины, пироги с луком, яичница, кулуга (кисло-сладкая каша из гречневой или ржаной муки с солодом), пиво, квас, крупник (смесь настоя трав, водки и мёда).
Комментариев нет:
Отправить комментарий