21.06.2010

Известные личности Полоцка



Продолжаем знакомство с памятниками Полоцка. У входа в Художественную галерею находится памятник кривичам, основателям Полоцка. Памятник изображает княгиню Рогнеду с сыном Изяславом и несколько дружинников-кривичей.
Славянское племя кривичей появилось на берегах Двины около полутора тысячелетий назад. Кривичи, расселившиеся вдоль берега реки Палаты, основали город, назвали его по имени реки Полоцком и сами стали называться полочанами.
Первым известным полоцким князем был Рогволод. У него было двое сыновей и дочь Рогнеда. Она должна была выйти замуж за киевского князя Ярополка. В то же самое время его брат Владимир Новгородский тоже прислал сватов. Дерзкий отказ невесты: «Не хочу разувать рабынича…», намекавший на холопское происхождение матери Владимира, взбесил новгородского князя и он, собрав громадное войско, обрушился на Полоцк.
Город был захвачен, сожжён и разрушен. Князь, его жена и сыновья были убиты. Рогнеду же Владимир силой взял в жёны. Завоевав позднее киевский престол, Владимир поселил жену в деревушке возле Киева. Несмотря на то, что от Владимира у неё было 5 детей, она хотела ему отомстить. И в один из его приходов попыталась убить его спящего. Но князь проснулся и перехватил руку с ножом. Это покушение могло закончиться смертью Рогнеды, но за неё вступился старший сын Изяслав. Тогда Владимир выслал Рогнеду и Изяслава и поначалу они жили в городе Изяславле (Заславье под Минском). Рогнеда умерла в 1000 году. Её сын Изяслав правил в Полоцке, но пережил мать всего на год. Упоминавшийся ранее князь Всеслав-Чародей – внук Изяслава.



Ещё один памятник - и ещё одна известная личность. Это Симеон Полоцкий.Он вошел в историю как педагог и воспитатель, поэт и писатель, драматург и проповедник, глубоко изучал философию, природоведение, интересовался вопросами медицины и искусства, астрологией и др.
Самуил Петровский-Ситнякович родился в городе Полоцке в 1629 году. Учился в Киево-Могилянской коллегии, по окончании которой отправился для завершения образования в одну из наиболее знаменитых в то время польских иезуитских коллегий - Виленскую.Затем он переезжает в Полоцк, где в 1656 году принимает монашество в Полоцком Богоявленском монастыре под именем Симеона.
В 1661 году Симеон Полоцкий получил место учителя латинского языка в школе Спасского монастыря Москвы. Успешная деятельность Симеона Полоцкого вскоре стала известна царю Алексею Михайловичу, который в 1667 году пригласил его в наставники к своим детям. В Москве Симеон Полоцкий прожил шестнадцать лет. За все эти годы главной для него была литературная деятельность. Свои стихи он писал на белорусском, польском, латинском, русском языках. В своей келье он собрал одну из лучших библиотек своего времени.
В 1678 году ему удалось организовать превосходную типографию в Кремле. В ней он успел напечатать свой "рифмованный" перевод "Псалтири царя и пророка Давида", получившей широкую популярность у читателей. 25 августа 1680 года на 51 году жизни Симеон Полоцкий скончался.
Вот одно из стихотворений Симеона

Картина человеческой жизни

Лишь только на этот свет Бог человека выводит,
Лет до шестнадцати, приметь, чем он занимается:
Бодрое воспитание тут для разных увидишь.
Найдешь баловство, удовольствия, разные игры.
Потом, набрав разума и силы,
Учится ремеслам мальчонка милый
Следующие столько же лет, к чему имеет охоту.
Как и там, видишь, тут — разные дела.
Третье 16-летие полно забот —
Искать пропитание предстоит каждому от своей работы.
В это время, кто хочет, о спасении души заботиться может,
Подчиняйся законам и старшим, мил друг.
Сорок восемь лет когда уж минует,
В четвертом 16-летии, как пример свету,
Смело своими познаниями с другими делятся,
Что в труде обретено, молодым предлагают.
Как шестьдесят четыре уж наступило,
Ходи на трех ногах, ибо уж мало силы.
Голова тут тяжела, ручьи из глаз льются,
Не влачись, а сядь при теплом камине.
Есть ли что у тебя — употребляй, да помни о могиле.
В ней отдохнешь, скоро конец тебе будет.
Пять раз по шестнадцать лет — конец века,
На что после того надеяться человеку?
Прах ты есть, стало быть, в прах будешь обращен,
Рухнешь, будь ты хоть как кедр высок.
Скипетры, обряды, замки и тиары,
Смотри, конец имеют. Твой конец — катафалк.

(Пер. с польск., ориг. загл. O niebie)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails